Мобильный траффик - мифы и реальность
ноябрь 2015
В последние годы только и разговоров о том, что мобильный траффик в Интернет растет, люди все чаще и больше пользуются мобильными устройствами для выхода в Интернет. Да вот как бы нет... не то чтобы совсем нет, а не в тех объемах, которые рисуют в отчетах приверженцы мобильных устройств в частности, и мобильной индустрии в общем.
Позволю себе не согласится с тем, что выходить в Интернет, просматривать веб-контент с мобильных устройств удобно. Что бы там ни говорили, а смартфоны и даже фаблеты (нечто среднее между смартфоном и планшетом) - это все еще недоустройства в плане удобства использования для просмотра Интернет. Во-первых - это маленькие размеры устройств, размеры экрана мобильных устройств, неудобный интерфейс взаимодействия (клавиатура, отсутствие мышки), во-вторых - это усеченная функциональность интернет-сайтов и веб-приложений, специально адаптированных для просмотра на мобильных устройствах.
Откуда такие выводы? Ведь все вокруг только и трубят о победном шествии мобильных устройств по просторам Интернет. А зададимся вопросом, полезным для многих тем - "А кому это выгодно?". Кому выгодно преподносить мобильный мир - как единственно верный путь развития, мобильные устройства - как венец творения, мобильные приложения - как единственно верное направление разработки приложений? Ответ достаточно прост - тому, кто владеет этой "экосистемой", тому, кто зарабатывает на этом рынке. Ни больше, ни меньше. Я не говорю о разработчиках мобильных приложений - те, получая свои крохи от продаж своих приложений, мощным строем продвигают эту самую идею всеобщей мобильности.
Разговоры разговорами, но есть факты и статистика. Да, есть официальные отчеты, но кем они составляются? Вероятнее всего не противниками, и даже не нейтральными статистами, и уж точно не отражают хотя бы мало-мальски общей статистики по множеству различных интернет-сайтов. Можно взять любой популярный ресурс, которым пользуются ну прям все-все-все, вроде поисковика Google, и срисовать оттуда статистику посещений. Все красиво - мобильный траффик растет! Но ведь поиск на то и поиск, что он используется повсеместно, и внедрен в тот же Android вполне себе "железно".
У меня есть собственная сатистика. Есть собственный сайт, на который заходят совершенно разные люди, но с общими по теме запросами - недвижимость - аудитория достаточно обширная и "разношерстная". Какое-то время сайт работал исключительно как сайт для десктоп-компьютеров. Когда Google обязала (иначе просто не скажешь - либо мобильная версия сайта, либо понижается рейтинг в поисковой выдаче - свобода выбора!) создавать мобильные версии сайтов, то и я последовал "рекомендациям" Google - создал мобильную версию сайта. В поиске Google сейчас он помечен как мобильный, остался в топе. Казалось бы, должен был увеличится процент посещений с мобильных устройств... но этого не произошло и никакой динамики роста нет.
30% мобильного траффика
Те, хоть сколько-нибудь имеют понимание статистики, поймут, что общая масса посещений не зависит от каких-либо факторов кроме интереса к сайту. Сайт помечен в поиске "для мобильных устройств", есть полноценная версия для мобильных устройств, т.е. с одинаковой вероятностью туда заходят как с компьютеров, так и со смартфонов, планшетов. И статистика говорит о том, что всего лишь 30% - это мобильные устройства, и этот показатель не меняется уже долгое время. При этом количество посещений сайта постоянно растет. Ни о каких 60-80%% посещений с мобильных устройств и речи не идет - им бы хотя бы до отметки 50% добраться!
Для чего тогда рисуют совсем другие цифры? Общество есть общество - множество индивидумов, управляемое коллективным бессознательным. Многие из нас живут по принципу "как все, как большинство". И вот если изо дня в день Вам твердят, что прям все массово переходят на мобильные устройства, что и там Интернет есть, что количество просмотров с мобильных устройств неуклонно растет, то в конце-концов человек тоже покупает себе мобильное устройство. Цель достигнута! Еще один покупатель, а главное - еще один потенциальный потребитель всех этих мобильных прелестей, в том числе и потребитель рекламы. Общество потребления. А когда у вас всегда с собой смартфон, то сколько Вам можно интересного рассказать - и об акциях, и о скидках, и о новых товарах - рынок рекламы очень заинтересован в Вас! А в Интернет Вы так и продолжите выходить приемущественно с компьютера или ноутбука - потому что так удобнее.
Многие могут отмахнуться - консерватор, ретроград! Я бы согласился с этим, но даже моя дочь (21 год) говорит, что компьютером ей все же комфортнее пользоваться, чем смартфоном, а уж тем более выходить в Интернет. То же самое она говорит и про своих подруг, друзей, коллег по работе. Да, в дороге можно что-то найти в Интернет, почитать, ознакомиться, но потом все-таки прийти домой, сесть за обычный компьютер с нормальным экраном и удобным интерфейсом взаимодействия и посмотреть полноценную версию того же сайта.
Ах да, забыл еще про мнение, что Интернет вообще просто доживает свои дни, и скоро все будет только в виде мобильных нативных приложений. Но так ли это? Будущее мобильных приложений - нативные или HTML.