Cайт веб-разработчика, программиста Ruby on Rails ESV Corp. Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Первоуральск

Смартфоны будут способны проецировать голограммы

В будущем для погружения в виртуальную реальность не потребуется привязывать громоздкие конструкции к голове. Вместо этого представьте себе: вы заходите в пустую комнату и неожиданно видите 3D-изображения людей и мебели в натуральную величину. Или бросаете взгляд на "умные" часы и видите виртуальные объекты, обволакивающие вашу руку выше запястья, как голографическая принцесса Лея, отображаемая R2-D2 в фильме "Звездные войны".

Дорога к такому будущему может пролегать через Карлсбад, штат Калифорния, где стартап Ostendo Technologies Inc. провел последние девять лет в работе над миниатюрными проекторами, предназначенными для проецирования видео и 3D-изображений, не требующих специальных очков и гигантских экранов.

Другие компании также показали, что можно отображать плавающие изображения, которые принято считать голограммами. Но многие из них подразумевают использование громоздких машин, системы зеркал, которые проецируют поток света с ограниченными углами обзора. Например, реалистичное изображение покойного рэпера Тупака Шакура, который выступил на сцене музыкального фестиваля Coachella в 2012 г., оказалось комбинацией компьютерной графики и видеопроекции - технологии, основанной на визуальных эффектах, впервые разработанных в XIX веке.

В отличие от них проекторы Ostendo - приблизительно размером с упаковку Tic Tac - управляются компьютерным чипом, который может контролировать цвет, яркость и угол каждого луча света на протяжении миллиона пикселей. Один чипсет, маленький настолько, что может поместиться в смартфон, способен проецировать видео на поверхность с расстояния 48 дюймов по диагонали. Сложив их вместе, можно проецировать более сложные изображения на большее расстояние.

Первое поколение чипа, поставки которого планируется начать в следующем году, будут проецировать только 2D-видео. Но, если верить генеральному директору и основателю Ostendo Хусейну С. Эль-Гурури, следующая версия, которая, как ожидается, последует почти сразу после, будет способна проецировать голограммы.

"Дисплей – это последний рубеж, - говорит доктор Эль-Гурури, который в 1998 г. продал CommQuest Technologies, компанию по производству мобильных чипсетов, IBM примерно за $250 млн наличными и акциями. - За последние годы вычислительные мощности развились, сети имеют более высокую пропускную способность. Чего не хватает, так это существенного улучшения дисплея".

Гонка за новым видом экрана ужесточается, поскольку и стартапы, и технологические гиганты пытаются найти новые способы оживить контент.

Microsoft Corp. и Advanced Micro Devices Inc. работают на собственными комнатами виртуальной реальности, выстраивая сложную систему проекторов и компьютеров. Hewlett-Packard Co. недавно основала дочернюю структуру Leia, которая, как и Ostendo, старается осуществить 3D-визуализацию для смартфонов. Между тем, Facebook Inc. уже в марте заявила о готовности потратить $2 млрд на покупку Oculus VR Inc., создателя гарнитуры Oculus Rift, которая погружает пользователей в 360-градусную виртуальную среду.

Если верить источникам, генеральный директор Facebook Марк Цукерберг убежден в ценности виртуальной реальности еще с тех пор, как он случайно попробовал присесть на виртуальный стол во время тестирования Oculus Rift, забыв на мгновение, что тот не существует в реальном мире.

Ostendo пока не пользуется особой известностью, но уже собрала $90 млн от венчурных компаний и Питеря Тиля, первого стороннего инвестора Facebook, и привлекла еще около $38 млн инвестиций, заключив рад научно-исследовательских контрактов с государством. Большая часть этих денег пришла от Defense Advanced Research Projects Agency, или Darpa, - агентства передовых оборонных исследовательских проектов, которое разрабатывало предшественников интернета и самоуправляемых автомобилей.

Эти средства дали возможность доктору Эль-Гурури, иммигранту из Египта, спокойно работать почти десятилетие. Ostendo сейчас располагает штатом в 115 ученых, управляющихся с хрупким нанотехнологическим оборудованием в лаборатории полупроводниковых высоких технологий.

В результате долгих усилий Ostendo получила Quantum Photonic Imager - подходящее научно-фантастическое название. Технология предохраняет процессор пластиной, которая содержит микросветоизлучающие диоды, или светодиоды, и отвечает за рендеринг изображений.

Во время недавних испытаний, проводимых Wall Street Journal, Ostendo продемонстрировала рабочий прототип: набор из шести чипов, сложенных вместе, проектирующий 3-D изображение зеленых костей, вращающихся в воздухе. Изображение и движение не меняются независимо от положения наблюдателя.

По словам Рамеша Раскара, младшего научного сотрудника Массачусетского технологического института, который работает над 3D-дисплеями для медиалаборатории университета, преимущество Ostendo и ключевое условие ее 3D-функционала кроется в разрешении дисплея. Дисплей Retina для iPhone, например, предлагает около 300 точек на дюйм, чипы Ostendo - около 5 тыс. точек на дюйм.

В Ostendo утверждают, что благодаря договоренностям с крупными производителями первый 2D-проектор будет доступен до лета 2015 г. Вместе с объективом размер составит меньше 0,5 куб. см – это примерно равно размеру камеры в iPhone. Начать производство второй версии чипа, подразумевающей поддержку 3D, предполагается во второй половине 2015 г. Стоимость составит около $30 за чип.

Согласно доктору Эль-Гурури компании по-прежнему необходимо улучшить свой 3D-продукт, сделав пиксели еще мельче, чтобы достичь более высокого разрешения.

Конечная цель – это, конечно, использовать чипы Ostendo всюду, где есть потребность в электронном дисплее, будь то 3D-телеэкран, не требующий специальных очков, "умные" часы или столы, способные проецировать изображения, похожие на голограммы.

Так что же случится с миром, в котором 3D- и виртуальная реальность будут повсюду? Доктор Эль-Гурури утверждает, что с новыми технология взаимоотношения людей изменятся, а также возникнет новая волна бизнес-возможностей, по масштабу сравнимая с той, которую создал iPhone: "Представьте, если все, с чем вы имеете дело, происходило бы в 3D: все ваши покупки, все ваши игры, каждый способ извлечения данных".

vesti.ru