Если вы разместили кнопку «Like» у себя на сайте, вы нарушаете закон?
Сложно представить, что кнопка «Like» может оказаться вне закона или что сайты, размещающие ее, должны будут получать письменное согласие посетителей. Кажется нереальным, что при нажатии кнопки “Like” будет выскакивать сообщение «об угрозе безопасности». Но это может оказаться реальностью.
Немецкий суд принял решение 9 марта 2016 года о том, что кнопка «Like» от Facebook на сайте может нарушать требования о защите персональных данных. В нем указано, что сайты, которые размещают у себя кнопку «Like» от Facebook должны доходчиво уведомлять пользователей, что их данные будут переданы социальной сети, если они нажмут эту кнопку. Размещение политики, касающейся персональных данных, в подвале сайта не достаточно.
Иск предъявила ассоциация по защите прав потребителей. Она заявляла в суде, что персональные данные с сайта передаются в Facebook еще до того, как посетитель сайта нажал кнопку «Like».
Чтобы не было нарушения, должны быть выполнены следующие условия:
- пользователь должен знать о целях использования его данных Facebook
- пользователь должен дать свое согласие на передачу Facebook его данных, в частности его IP-адреса
- пользователь должен знать о его праве отозвать согласие в любой момент
Судебное решение может быть применимо по аналогии и к другим кнопкам социальных сетей LinkedIn, Twitter, Google+. Представители Facebook заявили, что решение касается конкретного дела и не повлияет на правила размещение кнопки «Like» на сайтах.
Специалисты отмечают, что немецкое регулирование персональных данных одно из самых жестких в Европе. Вопрос о том, может ли подобное решение быть вынесено российским судом, спорный. С одной стороны не понятно, относится ли IP адрес к персональным данным – на эту тему высказываются разные мнения. С другой стороны, трансграничная передача персональных данных в США требует письменного согласия пользователя, которое в большинстве случаев никто не получает.