В России испытали ракету для ядерного "поезда-призрака"
Ракета для создаваемого в России боевого железнодорожного комплекса "Баргузин" успешно прошла первичные бросковые испытания, рассказал "Интерфаксу" источник в оборонно-промышленном комплексе.
"Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний", — сказал источник. Он добавил, что летно-конструкторские испытания МБР для "Баргузина", вероятно, начнутся в 2017 году.
Бросковые испытания – первый этап, через которые проходит любое новое ракетное изделие. Они нужны для того, чтобы понять, как ракета поведет себя в момент старта, какие у нее возможны деформации и перегрузки. Во время бросковых испытаний макет ракеты стартует при помощи пороховых ускорителей, а после этого на парашюте приземляется. Все показания при этом записываются для учета в дальнейших разработках. Ранее генконструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники Юрий Соломонов рассказывал журналистам, что первые испытания ракеты пройдут в четвертом квартале 2016 года, что подтверждает факт того, что разработка ракеты идет по графику.
Ракета для нового БЖРК "Баргузин" создается на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-24 "Ярс". Согласно техническим требованиям к ней, масса ракеты не должна превышать 47 тонн, а длина – 22,5 метров. Пусковая установка должна умещаться в стандартные вагоны-рефрижераторы, а сами такие "ядерные поезда" должны перемещаться по обычным железнодорожным путям. Сейчас уже завершен этап эскизного проектирования таких составов, на очереди этап опытно-конструкторских разработок. Принятие на вооружение новых БЖРК "Баргузин" намечено на 2019 год. Также известно, что Академия РВСН им. Петра Великого приступила к подготовке офицеров-специалистов по эксплуатации ракетных железнодорожных комплексов.
Ранее сообщалось, что БЖРК "Баргузин" будет нести шесть ракет (вместо трех в советском БЖРК "Молодец") и будет иметь один тепловоз, вместо трех, что сделает его неотличимым от тысяч товарных составов, ежедневно курсирующих по территории нашей страны.
"Поезд номер ноль" или "кошмар НАТО" – как создавался советский БЖРК
Работы по созданию железнодорожных пусковых комплексов для ракет с ядерными боеголовками проводились как в СССР, так и в США. Однако реализовать эту концепцию в виде строевых образцов удалось только советским инженерам. В процессе разработки конструкторам пришлось решать массу уникальных задач, которые до них в мировой практике не решал никто.
"Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?", — вспоминал генконструктор КБ "Южное" Владимир Уткин.
В итоге к 1991 году было развернуто три дивизии, состоящих из четырех полков по четыре БЖРК "Молодец" с тремя пусковыми установками в каждом. При этом каждая ракета с 10 боеголовками по 500 килотонн могла поразить целое европейское государство. Вкупе со способностью этих составов, замаскированных под обычные товарняки, затеряться на бескрайних просторах России (комплекс мог преодолевать по 1000 км в сутки), БЖРК стали настоящим ночным кошмаром для НАТО. Из-за своей секретности и незаметности БЖРК имел условное обозначение на железных дорогах СССР и России "поезд номер ноль". Именно поэтому в рамках договора СНВ-2 американцы настояли на уничтожении этих систем, что и было сделано. Лишь два состава были переданы в музеи.