Впервые найдены группы генов, управляющие интеллектом человека

Интеллект человека остаётся самой загадочной функцией нашего организма, физиологические основы которой во многом остаются неизвестными современной науке. В новом исследовании учёные из Имперского колледжа Лондона впервые приоткрыли завесу тайны над тем, как осуществляется генетическое управление нашими познавательными способностями.

Команда под руководством невролога Майкла Джонсона (Michael Johnson) выделила в человеческой ДНК два кластера M1 и M3, состоящие из сотен отдельных генов, которые, как предполагают исследователи, влияют на такие когнитивные функции, как память, внимание, скорость обработки информации и рассуждение.

Учёные сделали своё открытие, изучая мозг пациентов, перенёсших нейрохирургическое вмешательство для лечения эпилепсии. Они проанализировали тысячи генов, экспрессия которых происходит в головном мозге, и сопоставили результаты с данными генетических исследований здоровых людей, выполнявших IQ тесты, а также пациентов с неврологическими расстройствами и задержкой интеллектуального развития. Оказалось, что неврологические проблемы часто сопровождались мутациями в ряде генов, которые очевидно были связаны с интеллектом у здоровых людей.

"Такие сложные функции как интеллект регулируются большими группами генов, работающих вместе подобно футбольной команде, составленной из игроков на разных позициях, – объясняет Джонсон. – Мы использовали компьютерный анализ, чтобы выявить гены, которые, работая сообща, влияют на наши способности хранить новые воспоминания и принимать разумные решения при наличии большого количества сложной информации. Мы также обнаружили, что некоторые из этих генов пересекаются с теми, которые вызывают эпилепсию и отклонения в развитии интеллекта".

"Мы знаем, что генетика играет важную роль в процессе познания, но до сих пор доподлинно не известно, какие гены в этом замешаны,– рассказывает Джонсон в пресс-релизе. – Это исследование позволило выявить некоторые из генов, участвующих в формировании человеческого разума, и показало, как они взаимодействуют друг с другом".

Исследование, опубликованное в издании Nature Neuroscience, находится на ранней стадии. Но авторы считают, что их работа может не только изменить наши представления о причинах и методах лечения неврологических заболеваний, но и поможет когда-нибудь влиять на уровень мозговой деятельности, качественно улучшая интеллект человека.

Дело в том, что учёные предполагают: кластеры "генов интеллекта" находятся под контролем своеобразных главных переключателей, которые и управляют работой генетической сети. Если гипотеза группы Джонсона верна, и переключатели действительно существуют (а исследователям удастся их найти), это даст возможность вмешиваться в работу генов и повышать интеллектуальные способности человека.