Cайт веб-разработчика, программиста Ruby on Rails ESV Corp. Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Первоуральск

Длина заголовка влияет на индекс цитирования научных статей

Краткость – сестра таланта. Оказывается, это правило действует и в научном мире. Эдриан Лечфорд (Adrian Letchford) и его коллеги из Университета Уорика проанализировали 140 тысяч наиболее цитируемых научных статей и пришли к выводу, что чем короче заголовок, тем выше популярность публикации.

Напомним, что индекс цитирования статей является наиболее важным показателем, отражающим актуальность исследований. Зачастую цитируемость работ учёного играет большую роль при приёме на работу и получении грантов. Кроме того, цитируемость определяет место специализированных изданий в научной иерархии – журналы, публикующие наиболее цитируемые работы, обладают самым высоким импакт-фактором.

И учёные не были бы учёными, если бы не попытались выяснить, не влияет ли на успех статьи что-то кроме её содержания. Правда, сделать это не так просто, потому что популярность публикаций со временем изменяется, и даже самые революционные работы могут годами накапливать необходимый высокий рейтинг.

Команда Лечфорда заметила эту тенденцию, проверив 20 тысяч наиболее цитируемых статей за каждый год в период с 2007 по 2013 годы. Оказалось, что связь между длиной заголовка и рейтингом работы наиболее отчётливо прослеживалась у самых ранних публикаций. В то же время у материалов, вышедших в свет в 2012 и 2013 году, эта корреляция была заметно ниже.

Исследователи также установили, что научные журналы, публикующие работы с более короткими названиями, в среднем получают больше ссылок. Правда, это правило действовало не для всех. Так, журналы The Lancet и The Lancet Oncology имеют высокий рейтинг, несмотря на длинные заголовки. А изданию Journal of High Energy Physics короткие названия статей не помогли добиться выдающихся результатов.

"Моя рабочая теория заключается в том, что, возможно, короткие названия публикаций легче прочитать, проще понять, что помогает привлечь широкую аудиторию и увеличить вероятность цитирования", – говорит Лечфорд.

Но могут быть и другие объяснения. Например, журналы с традиционно высоким импакт-фактором, такие как Science и Nature, часто строго ограничивают длину заголовка. Кроме того, работы, нацеленные на перспективу и получающие свои первые ссылки лишь через несколько лет, чаще публикуются с длинными заголовками и в менее популярных изданиях.

Учёные из Уорика выделили в своей работе самые короткие заголовки, содержащие всего шесть букв — у статей "Myopia" (Близорукость) и "Prions" (Прионы). А одно из самых длинных названий, состоящее в английском варианте из 397 символов, звучит как "Руководство по ведению пациентов с нестабильной стенокардией или инфарктом миокарда без стойкого подъёма ST-сегмента: доклад Комитета по пересмотру главных принципов 2002 года по ведению пациентов с нестабильной стенокардией или инфарктом миокарда без стойкого подъёма ST-сегмента в составе Группы по практическим руководствам Американского колледжа кардиологии Американской кардиологической ассоциации, разработанный в сотрудничестве с Американским колледжем врачей неотложной помощи, Обществом сердечно-сосудистой ангиографии и интервенции и Обществом торакальных хирургов и одобренный Американской ассоциацией сердечно-сосудистой и лёгочной реабилитации и Обществом академической экстренной медицины".

Лечфорд и его коллеги в своей работе также обращают внимание на тот факт, что без хорошего исследования и достоверных результатов статью не спасёт никакое заглавие. Кроме того, учёным нужно помнить, что намеренное сокращение названия публикации в надежде на повышение цитируемости может произвести обратный эффект, если заголовок окажется недостаточно информативным.

Кстати, результаты нового исследования опубликованы в издании Royal Society Open Science под заголовком, состоящим из тридцати букв – The advantage of short paper titles ("Преимущество коротких заголовков публикаций"). Таким образом, согласно собственной теории авторов, они со временем имеют неплохие шансы получить высокий рейтинг цитирования.

vesti.ru